Андрей Жилин
| «В ритме кочевий» |
| книга |
| «В ритме кочевий» |
| книга |
Андрей Жилин
| «В ритме кочевий» |
| книга |
30.10.2015
Проект «Разная земля»
Проект «Разная земля» посвящен знакомству с культурами, которые в силу разных причин — географической удаленности, архаизации, ориентированности на традицию и т.д. — сохранили свою «этническую» индивидуальность, не став частью современного глобализированного пространства.
Способность воспринимать объекты и явления, «считывать» окружающие человека знаки и осмысливать их — всегда в человеческой культуре связано с особенностями восприятия путешественника. Именно путешествие дает возможность увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта «Разная земля» лежит этнографическая экспедиция как особое путешествие, своеобразная встреча во времени, где настоящее неразрывно соединено с прошлым, и это, в свою очередь, рождает предчувствие происходящего в будущем.
Главной целью является пробуждение интереса к познанию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему — границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Сейчас, в эпоху глобализации, как никогда актуальна проблема обретения человеком своей идентичности: вечный вопрос, тревожащий человека на протяжении всего времени его существования, это вопрос — «Кто я такой?». Инициирование беспокойства и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы презентация иных культур вызвала интерес, чтобы в Другом человек увидел себя. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, нам любопытно в нем нечто такое, что есть в нас самих; то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
В качестве объекта презентации выбраны сообщества, живущие в разных природных и историко-культурных условиях и предлагающие в определенном смысле альтернативные европейскому стили жизни, — алтайские старообрядцы, киргизы, западносибирские ханты и ненцы, народы Дагестана.
В фокусе внимания — человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал посредством промыслов, ремесел, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит, и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Проект формирует визуальные образы культур, «пропущенные» через объектив фотоаппарата, но претендовать на объективность эти образы не могут, так как сам процесс фотосъемки — это результат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и поставленными перед фотографом задачами, его интересами и жизненным опытом. В этом смысле содержание фотоальбомов является своего рода зеркалом интересов и предпочтений двух эпох — начала XX и начала XXI веков.
Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в разные культурные контексты, отстраниться от определенных стереотипов.
Сопоставление временных срезов, интересов и приоритетов двух эпох предоставляют читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно только фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, возвращая их не только современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Способность воспринимать объекты и явления, «считывать» окружающие человека знаки и осмысливать их — всегда в человеческой культуре связано с особенностями восприятия путешественника. Именно путешествие дает возможность увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта «Разная земля» лежит этнографическая экспедиция как особое путешествие, своеобразная встреча во времени, где настоящее неразрывно соединено с прошлым, и это, в свою очередь, рождает предчувствие происходящего в будущем.
Главной целью является пробуждение интереса к познанию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему — границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Сейчас, в эпоху глобализации, как никогда актуальна проблема обретения человеком своей идентичности: вечный вопрос, тревожащий человека на протяжении всего времени его существования, это вопрос — «Кто я такой?». Инициирование беспокойства и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы презентация иных культур вызвала интерес, чтобы в Другом человек увидел себя. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, нам любопытно в нем нечто такое, что есть в нас самих; то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
В качестве объекта презентации выбраны сообщества, живущие в разных природных и историко-культурных условиях и предлагающие в определенном смысле альтернативные европейскому стили жизни, — алтайские старообрядцы, киргизы, западносибирские ханты и ненцы, народы Дагестана.
В фокусе внимания — человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал посредством промыслов, ремесел, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит, и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Проект формирует визуальные образы культур, «пропущенные» через объектив фотоаппарата, но претендовать на объективность эти образы не могут, так как сам процесс фотосъемки — это результат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и поставленными перед фотографом задачами, его интересами и жизненным опытом. В этом смысле содержание фотоальбомов является своего рода зеркалом интересов и предпочтений двух эпох — начала XX и начала XXI веков.
Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в разные культурные контексты, отстраниться от определенных стереотипов.
Сопоставление временных срезов, интересов и приоритетов двух эпох предоставляют читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно только фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, возвращая их не только современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Фотографии Н. Нехорошева из Туркестанского альбома (1860-1870), Б.Л. Громбчевского, возглавлявшего экспедиции Российского императорского географического общества (1888-1890), С.М. Дудина, работавшего в экспедициях в Средней Азии в 1900-х годах, петербургского фотографа Б.Д. Гимера (1910-е) знакомят с культурой киргизов Алайской долины, Сырдарьинской области, а также горного Семиречья. Более поздние (1924-1927) фотографические коллекции Ф.А. Фиельструпа и уникальные снимки, полученные из Центрального музея Киргизской АССР (1930), органично дополняют визуальный материал.
Современные фотографии сделаны во время экспедиции петербургских этнографов Л.Ф. Поповой, О.В. Старостиной (Российский этнографический музей), И.В. Стасевич (Музей антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого. Кунсткамера) и фотографов О.В. Ганичевой и А.В. Жилина в северные и южные районы Киргизии в мае-июне 2011 года.
Выдержки из очерков начала XX века, принадлежащие перу Г.К. Гинса и военного писателя Б. Тагеева, а также полевые наблюдения 2011 года Л.Ф. Поповой и И.В. Стасевич, использованные в качестве комментариев к фотографиям и сюжетам, раскрывают смысловой контекст визуального материала.
Д.А. Баранов, К.Ю. Соловьева
Share Our Portfolio
Share on Facebook
Tweet on Twitter
Share on Google Plus
Pin on Pinterest