Андрей Жилин
| «В поисках Беловодья» |
| книга |
| «В поисках Беловодья» |
| книга |
Андрей Жилин
| «В поисках Беловодья» |
| книга |
30.10.2015
Проект «Разная земля»
Проект «Разная земля» посвящен знакомству с культурами, которые в силу разных причин — географической удаленности, архаизации, ориентированности на традицию и т.д. — сохранили свою «этническую» индивидуальность, не став частью современного глобализированного пространства.
Способность воспринимать объекты и явления, «считывать» окружающие человека знаки и осмысливать их — всегда в человеческой культуре связано с особенностями восприятия путешественника. Именно путешествие дает возможность увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта «Разная земля» лежит этнографическая экспедиция как особое путешествие, своеобразная встреча во времени, где настоящее неразрывно соединено с прошлым, и это, в свою очередь, рождает предчувствие происходящего в будущем.
Главной целью является пробуждение интереса к познанию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему — границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Сейчас, в эпоху глобализации, как никогда актуальна проблема обретения человеком своей идентичности: вечный вопрос, тревожащий человека на протяжении всего времени его существования, это вопрос — «Кто я такой?». Инициирование беспокойства и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы презентация иных культур вызвала интерес, чтобы в Другом человек увидел себя. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, нам любопытно в нем нечто такое, что есть в нас самих; то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
В качестве объекта презентации выбраны сообщества, живущие в разных природных и историко-культурных условиях и предлагающие в определенном смысле альтернативные европейскому стили жизни, — алтайские старообрядцы, киргизы, западносибирские ханты и ненцы, народы Дагестана.
В фокусе внимания — человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал посредством промыслов, ремесел, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит, и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Проект формирует визуальные образы культур, «пропущенные» через объектив фотоаппарата, но претендовать на объективность эти образы не могут, так как сам процесс фотосъемки — это результат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и поставленными перед фотографом задачами, его интересами и жизненным опытом. В этом смысле содержание фотоальбомов является своего рода зеркалом интересов и предпочтений двух эпох — начала XX и начала XXI веков.
Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в разные культурные контексты, отстраниться от определенных стереотипов.
Сопоставление временных срезов, интересов и приоритетов двух эпох предоставляют читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно только фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, возвращая их не только современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Способность воспринимать объекты и явления, «считывать» окружающие человека знаки и осмысливать их — всегда в человеческой культуре связано с особенностями восприятия путешественника. Именно путешествие дает возможность увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта «Разная земля» лежит этнографическая экспедиция как особое путешествие, своеобразная встреча во времени, где настоящее неразрывно соединено с прошлым, и это, в свою очередь, рождает предчувствие происходящего в будущем.
Главной целью является пробуждение интереса к познанию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему — границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Сейчас, в эпоху глобализации, как никогда актуальна проблема обретения человеком своей идентичности: вечный вопрос, тревожащий человека на протяжении всего времени его существования, это вопрос — «Кто я такой?». Инициирование беспокойства и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы презентация иных культур вызвала интерес, чтобы в Другом человек увидел себя. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, нам любопытно в нем нечто такое, что есть в нас самих; то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
В качестве объекта презентации выбраны сообщества, живущие в разных природных и историко-культурных условиях и предлагающие в определенном смысле альтернативные европейскому стили жизни, — алтайские старообрядцы, киргизы, западносибирские ханты и ненцы, народы Дагестана.
В фокусе внимания — человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал посредством промыслов, ремесел, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит, и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Проект формирует визуальные образы культур, «пропущенные» через объектив фотоаппарата, но претендовать на объективность эти образы не могут, так как сам процесс фотосъемки — это результат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и поставленными перед фотографом задачами, его интересами и жизненным опытом. В этом смысле содержание фотоальбомов является своего рода зеркалом интересов и предпочтений двух эпох — начала XX и начала XXI веков.
Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в разные культурные контексты, отстраниться от определенных стереотипов.
Сопоставление временных срезов, интересов и приоритетов двух эпох предоставляют читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно только фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, возвращая их не только современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Первая часть книги знакомит с культурой староверов началаXX в.
Во второй части альбома опубликованы материалы участников этнографической экспедиции 2010 г., художника-фотографа А.В. Жилина, исследователей А.Б. Островского и А.А. Чувьюрова, показывающие сегодняшнюю жизнь потомков искателей легендарного Беловодья: Горного Алтая и Бухтармы. Ландшафт, поселения, домашние занятия, ремесла, обрядовые практики и, конечно, сами люди — вот те образы, которые определяют культурное пространство современных старообрядцев.
Выдержки из книги «Бухтарминские старообрядцы» (1930 г.) сотрудниц музея Е.Э. Бломквист и Н.П. Гринковой по итогам экспедиции на Алтай в 1927 г., а также полевые наблюдения 2010 г. А.Б. Островского и А.А. Чувьюрова, использованные в качестве комментариев к фотографиям и сюжетам, раскрывают смысловой контекст запечатленного. Сопоставление двух временных срезов, интересов и предпочтений двух эпох предоставляет читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно исключительно фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, не только возвращая их современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Д.А. Баранов, К.Ю. Соловьева
Share Our Portfolio
Share on Facebook
Tweet on Twitter
Share on Google Plus
Pin on Pinterest