17 апреля 2015 года в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Paroles peintes. Книги из собрания Марка Башмакова», которая продемонстрирует более 50 редких изданий, иллюстрированных выдающимися художниками XX века.
Это вторая эрмитажная выставка, представляющая книги из собрания академика Российской академии образования Марка Ивановича Башмакова. Одновременно это вторая выставка, посвященная истории livre d’artiste как особого художественного явления.
Французское выражение paroles peintes (буквально — «живописные слова», или «слова, написанные кистью»), восходит к строчкам из баллады Шарля Орлеанского, датированной 1444 годом. В XX веке оно с легкой руки Поля Элюара приобрело символический смысл и стало пониматься как указание на тесную взаимосвязь словесного и изобразительного творчества. Подобное сближение двух сфер творческой деятельности наглядно проявилось в особом типе иллюстрированной книги, сложившемся на рубеже XIX и XX веков и получившем впоследствии название livre d’artiste («книга художника»).
Livre d’artiste не просто иллюстрированная книга. Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами, отпечатанная на высококачественной, изготовленной вручную бумаге маленьким (не более 300-400 экземпляров) тиражом. Livre d’artiste — дорогое, раритетное издание, рассчитанное на ценителей-библиофилов. Но в первую очередь это работа художника — живописца, скульптора, графика, — произведение, принадлежащее миру «большого» искусства.
Собрание Марка Ивановича Башмакова, одно из крупнейших в России, насчитывает, в общей сложности, около пятисот livres d’artiste и включает работы всех ведущих мастеров XX века.
Главный акцент сделан на разнообразии индивидуальных концепций, методов и решений в оформлении книги как визуального объекта. Представление о книге как едином ансамбле по-разному воплощается в послевоенных шедеврах Анри Матисса, Жоржа Брака, Хуана Миро и других мастеров классического авангарда, с деятельностью которых в первую очередь связан расцвет livre d’artiste в послевоенные годы.
Принципиальное значение для livre d’artiste имеет проблема «взаимодействия» слова и образа, автора и художника, поскольку в подобных книгах речь идет о встрече двух сомасштабных талантов. Многие издания середины 1940-х — середины 1970-х годов — книги-«диалоги», соединяющие эстампы художника с произведением поэта-современника; только на этой выставке их олоко двадцати. К примеру, стихи Поля Элюара иллюстрировали Фернан Леже, Хуан Миро, Роже Шастель, Пабло Пикассо, Жорж Брак.
Другой распространенный тип — книга с текстом самого художника. Зритель найдет на выставке десяток подобных примеров, от работ художника-поэта Жана Арпа или поэта-художника Жана Кокто до «Бесконечного Парижа» Альберто Джакометти, так и не дописанного скульптором.
с 18 апреля по 03 июля 2015 года
3-й этаж Зимнего дворца
Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей
Источник: www.hermitagemuseum.org