Андрей Жилин
| «Две Югры» |
| книга |
  • Share this portfolio
  • Previous Portfolio
  • Next Portfolio
  • Portfolio Detail
  • Portfolio List
  • Close Video

Андрей Жилин
| «Две Югры» |
| книга |

30.10.2015

Проект «Разная земля»

Проект «Разная земля» посвящен знакомству с культурами, которые в силу разных причин — географической удаленности, архаизации, ориентированности на традицию и т.д. — сохранили свою «этническую» индивидуальность, не став частью современного глобализированного пространства.
Способность воспринимать объекты и явления, «считывать» окружающие человека знаки и осмысливать их — всегда в человеческой культуре связано с особенностями восприятия путешественника. Именно путешествие дает возможность увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего». Поэтому в основе проекта «Разная земля» лежит этнографическая экспедиция как особое путешествие, своеобразная встреча во времени, где настоящее неразрывно соединено с прошлым, и это, в свою очередь, рождает предчувствие происходящего в будущем.
Главной целью является пробуждение интереса к познанию себя и своей культуры, что возможно только через познание «другого» (по Лему — границы человека определяют Другие): прошлых исторических эпох, региональных и этнических традиций, социальных сообществ. Сейчас, в эпоху глобализации, как никогда актуальна проблема обретения человеком своей идентичности: вечный вопрос, тревожащий человека на протяжении всего времени его существования, это вопрос — «Кто я такой?». Инициирование беспокойства и любопытства в душах людей, далеких от позывов к саморефлексии, является сверхзадачей проекта. Сложность заключается в том, чтобы презентация иных культур вызвала интерес, чтобы в Другом человек увидел себя. Перефразируя Германа Гессе, можно сказать, что, интересуясь кем-то, нам любопытно в нем нечто такое, что есть в нас самих; то, чего нет в нас самих, нас не волнует.
В качестве объекта презентации выбраны сообщества, живущие в разных природных и историко-культурных условиях и предлагающие в определенном смысле альтернативные европейскому стили жизни, — алтайские старообрядцы, киргизы, западносибирские ханты и ненцы, народы Дагестана.
В фокусе внимания — человек, осваивающий земные пространства, и тот культурный ландшафт, который он создал посредством промыслов, ремесел, обрядовых практик и символической интерпретации окружающего мира.
Жанр альбома позволяет акцентировать внимание на наиболее ярких и запоминающихся образах культуры. Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в иные культурные контексты, а значит, и отстраниться от обыденной повседневности, чтобы увидеть «свое» как нечто новое и неожиданное, а «чужое» воспринять в призме узнавания в нем «своего».
Проект формирует визуальные образы культур, «пропущенные» через объектив фотоаппарата, но претендовать на объективность эти образы не могут, так как сам процесс фотосъемки — это результат выбора, обусловленного как общим культурным контекстом, так и поставленными перед фотографом задачами, его интересами и жизненным опытом. В этом смысле содержание фотоальбомов является своего рода зеркалом интересов и предпочтений двух эпох — начала XX и начала XXI веков.
Старые и современные фотографии с этнографическими комментариями дают возможность каждому совершить путешествие во времени и пространстве, погрузиться в разные культурные контексты, отстраниться от определенных стереотипов.
Сопоставление временных срезов, интересов и приоритетов двух эпох предоставляют читателю возможность самому определить, насколько изменился современный человек и есть ли что-то общее, объединяющее людей через несколько поколений. Сопричастность к исследовательскому опыту каждого из авторов совершает то, что подвластно только фотографии: она навсегда оставляет открытыми мгновения, возвращая их не только современникам, но и адресуя будущим поколениям.
Книга «Две Югры» посвящена обским уграм, хантам и манси, носителям яркой и самобытной культуры, зародившейся много веков назад на громадных пространствах Заполярного Урала, тундры и тайги Западной Сибири. Основными видами хозяйственной деятельности хантов и манси вплоть до 30-х годов XX века были охота и рыболовство, которые определяли как особенности промыслово-календарного цикла (начала охотничьего сезона, добычи рыбы и т.д.). так и культовой практики. Образы культуры обских угров, их прошлого и настоящего представлены в данном издании уникальными фотографиями первой трети XX века из собрания Российского этнографического музея и цветными фотографиями 2012 года.

Первую часть издания составляют архивные материалы (выдержки из полевого дневника) и фотографии С.И. Руденко, работавшего в 1909-1910 годах в экспедиции в Березовском уезде Тобольской губернии и собравшего бесценные коллекции по культуре северной группы хантов и манси (в т.ч. фотографии, приобретенные им у местного русского старожила И. Старикова). Также впервые публикуются снимки корреспондента музея И.К. Зеленова, побывавшего в 1908 году в Пермской и Тобольской губерниях у манси, и этнографа Е.П. Евладова, обследовавшего низовья Оби в 1927 году
Представленные во второй части книги современные фотографии А.В. Жилина (зимний период) и Д. Зильбермана (летний период), а также полевые наблюдения, использованные в качестве комментариев к ним, сделаны в 2012 году во время двух экспедиций сотрудника музея К.Ю. Соловьевой, частично повторившей маршрут знаменитой экспедиции С.И. Руденко
к северной группе хантов и манси. Современная культура обских угров показана, главным образом, на примере жизни двух семей: хантыйской семьи Тарлиных и мансийской семьи Самбиндаловых. Также публикуются фотографии, отражающие жизнь хантов и манси Белоярского и Березовского районов, живущих в поселках и продолжающих сохранять отдельные элементы традиционной культуры.

Д.А. Баранов, К.Ю. Соловьева